Тайная вечеря (вечерняя трапеза, ужин) – главный христианский сюжет после Рождества и Воскресения. Извечная тема любви, прощания и предательства. Собрала подборку главных картин от Леонардо до Дали.
У Леонардо (1495-1498) – один из главных его шедевров. Это не фреска, как многие думают. Фреска делается по сырой штукатурке, тогда как да Винчи использовал экспериментальную технику собственного изобретения: наносил темперу по масляному грунту из свинцовых белил. Темперу (яичные водяные краски), к слову, использовал Андрей Рублёв, живший раньше Леонардо.
У Тинторетто (1592-1594) темное пространство пронизано светом. Свет исходит от головы Иисуса, от нимбов апостолов, от лампы на потолке, вокруг которой летают ангелы. Также изображены прислуживающие персонажи, будто сцена происходит в современной Тинторетто таверне. Картину называют маньеристской версией Тайной вечери. Маньеризм берёт за основу идеалы Ренессанса, но преувеличивает их чувство меры, гармонии и красоты.
Версия Питера-Пауля Рубенса (1630-1631) – это уже барокко. Долгое время существовала традиция изображать Иуду в профиль, чтобы зритель не встретился с ним взглядом. У Рубенса Иуда смотрит прямо на нас. Возникает очень неуютное чувство. Как будто мы входим в сговор с предателем.
Реалистическая работа Николая Ге (1863) была написана им во Флоренции, во время пенсионерской поездки. Достоевский писал о картине: «Вот сидит Христос, – но разве это Христос? Это, может быть, и очень добрый молодой человек, очень огорчённый ссорой с Иудой, который тут же стоит и одевается, чтобы идти доносить, но не тот Христос, которого мы знаем». Лично меня на ней впечатляет фигура Иуды – это уже как будто темный ангел распахивает чёрные крылья, а не человек.
И наконец, ХХ век: версии экспрессиониста Эмиля Нольде (1909) и сюрреалиста Сальвадора Дали (1955). У Нольде выразительные цвета. У Дали выверенный ритуал происходит как будто на космическом корабле, чёткая симметрия, аллюзии на Леонардо.