"Скрипач» (1912г.) Марк Шагал. В начале своей творческой карьеры художник был настолько беден, что его знаменитая работа 1912 года «Скрипач» с изображением музыканта, танцующего и играющего на крыше, – была написана на обычной скатерти. В то время, живя в Париже, Шагал был еврейским иммигрантом. У него было так мало денег, что покупал холсты для своих работ на блошиных рынках, писал на любом, который удалось добыть. Иногда в ход шли даже простыни, ночные рубашки и скатерти. Хорошенько присмотревшись, можно увидеть клетчатый рисунок скатерти, особенно в тех частях картины, где слой краски наиболее тонкий. К слову, это открытие было сделано исследователями, которые пять лет изучали большую коллекцию работ Шагала в Амстердамском музее. Также плачевно обстояли дела и с красками: многие из своих картин художник написал с использованием одних и тех же девяти пигментов. В этом скудном наборе палитры напрочь отсутствовал чёрный цвет, при надобности художник добывал его путем смешивания нескольких красок, от чего черный получался не совсем черным, а с определенным оттенком. И, что любопытно, главный герой картины выделяется не только своим размером, но и цветовым решением – зелёное лицо, тёмно-синие волосы и борода, яркая жёлто-красная скрипка в руках. На него снизу вверх завороженно взирают два юноши. Колоритный музыкант, пустившийся в пляс, отвлекает зрителя от фона, а там тем временем тоже разворачиваются удивительные вещи - Шагал представил все времена года, от зелёного лета до белоснежной зимы. И последнее, так почему же скрипач - зеленый, и почему он танцует на крыше? Шагал, кстати, был вынужден довольно часто отвечать лично на этот вопрос. Живописец невозмутимо утверждал, что это отнюдь не аллегория, а реальность. Мол, у него был дядя, который, когда "ел компот", забирался на крышу, дабы его никто не мог побеспокоить. Хотя искусствоведы трактуют зелёного скрипача более эфемерно, а именно, как символ перерождения человека через искусство.